Гражданский кодекс

Российской Федерации

Последняя актуальная редакция от: 11 марта 2024 г.

Комментарий к ст. 794 ГК РФ

1. Статья сохраняет основные начала ответственности перевозчика и грузоотправителя за неподачу и неиспользование транспортных средств с предоставлением сторонам права определять такую ответственность в их соглашении (п. 1). Таким соглашением могут быть, в частности, договоры об организации перевозок (см. ст. 798 и коммент. к ней).

2. Действующими транспортными уставами и кодексами ответственность перевозчика и грузоотправителя за неподачу и неиспользование транспортных средств установлена в виде уплаты штрафов, которые носят характер исключительной неустойки (ст. 144 УЖД, ст. ст. 180 - 182 УВВТ, ст. 86 ВК, ст. 127 УАТ). На морском транспорте по этому вопросу были изданы специальные акты Правительства СССР. В связи с инфляцией размер этих штрафов Постановлениями Правительства РФ периодически повышается, см. последнее Постановление Правительства РФ от 28 апреля 1995 г. N 433 (СЗ РФ. 1995. N 19. Ст. 1762).

3. Ввиду сложности и значимости перевозок экспортных грузов при нарушении грузовладельцами, железными дорогами и портами их обязательств по таким перевозкам применяется система штрафов, установленная Постановлением Правительства РФ от 4 декабря 1992 г. N 936.

4. В п. 2 ст. 794 сохранен исчерпывающий перечень оснований, освобождающих перевозчика и грузоотправителя от ответственности за неподачу и неиспользование транспортных средств, причем этот перечень может быть расширен в транспортных уставах и кодексах. Следовательно, такая ответственность перевозчика и грузоотправителя, в отличие от ответственности перевозчика за несохранность груза и багажа, наступает независимо от наличия вины.


Раздел II.

Право собственности и другие вещные права

Раздел VII.

Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации